Разделы
Рекомендуем
|
Автоматическая электрика Автоматика радиоустройств 500-тВООм КСРС -~-/ОЛ Г-т\ I МРМ ЛДР I /000м - ШОм- МРМ ПДР -500м- Рис. 25-183. Схема размещения наземного оборудования упрощенной системы посадки. ьп - ближний приводной пункт; дп - дальний приводной пункт; рп - радиопеленгатор. f-й разворот tt-й разворот 2*0° - й разворот Ближняя-/амняя----- 3-й разворот Рнс. 25-184. Схема построения большой коробочки при заходе на посадку. В настоящее время применяют три типа систем посадки: упрощенную, радиомаячную и радиолокационную. Упрощенная система посадки. Наземное оборудование системы включает две приводные аэродромные радиостанции (ПАР), два или три маркерных радиомаяка (МРМ), KB (или УКВ) радиопеленгатор, связные командо-стартовые радиостанции (КСРС) и светотехническое оборудование. Схема размещения наземного оборудования приведена на рис. 25-183. В составе бортового оборудования используются связная радиостанция, автоматический радиокомпас (АРК), радиовысотомер малых высот, радиоприемник сигналов маркерных радиомаяков (МРП) и пило-тажно-навигационные приборы (компас, авиагоризонт, часы и т. д.). Управление работой системы осуществляют с командо-диспетчерского (КДП) или командо-старто-вого пункта (КСП). Экипаж самолета, подходящего к аэродрому, устанавливает двустороннюю радиосвязь с руководителем полетов и, получив разрешение на посадку на данном аэродроме, сообщает ему о своем местоположении, высоте полета, количестве оставшегося горючего и т. п. Руководитель полетов информирует экипаж об условиях посадки (курс, высота полета в районе аэродрома, метеоусловия и т. п.). Привод самолетов осуществляют на дальнюю приводную радиостанцию с помощью АРК. Расчет на посадку производят различными способами. Наиболее точным, хотя и наиболее длительным, способом захода на посадку является построение большой коробочки (рис. 25-184). Момент пролета над дальней ПАР фиксируется по сигналам маркерного маяка (два тире в секунду) и повороту стрелки АРК на 180°. После пролета дальней ПАР экипаж выводит самолет на заданный посадочный курс и летит параллельно ВПП. АРК переключается на волну ближней ПАР. После пролета траверсы ближней ПАР (курсовой угол радиостанции - 270°) экипаж продолжает полет тем же курсом в течение примерно 1 мин, после чего производит разво: рот на 90° и переключает АРК на волну дальней ПАР. Когда КУР дальней ПАР станет равным 240°, производится второй разворот на 90° и продолжается полет по новому курсу. При прохождении траверсы дальней ПАР (КУР равен 270°) фиксируется время и примерно через одну минуту производится третий разворот на 90°, после чего полет продолжается до установления КУР дальней ПАР, равного 290°. В этот момент производится четвертый разворот, после которого самолет выходит на курс посадки. С этим курсом производится полет на дальнюю ПАР и пробивание облачности. Правильность курса можно проверить, переключая АРК на ближнюю ПАР; при этом стрелка АРК должна оставаться на нуле. К дальней ПАР самолет должен подойти на Рис. 25-185. Схема использования маркерных радиомаяков при снижении самолета. / - дальний МРМ; 2 - ближний МРМ; 3 - погра- ничный МРМ. высоте #1=200 м, что контролируется с помощью радиовысотомера. После этого АРК переключается на волну ближней ПАР и продолжается дальнейшее снижение. В момент пролета ближней ПАР (сигналы ближнего МРМ - шесть точек в секунду) высота должна быть равна 2=50-5-80 м (рис. 25-185). Дальнейшее снижение осуществляется с помощью визуальной ориентировки по наземному светотехническому оборудованию системы. Над пограничным маркерным радиомаяком (если он установлен) самолет должен пролететь на высоте /73 =, = 15 м. Наземный радиопеленгатор служит для -контроля положения самолетов относительно аэродрома и может обеспечить расчет захода на посадку, например, при выходе из строя АРК. В последнем случае экипаж управляет самолетом по командам с земли. Упрощенная система посадки может использоваться при наличии горизонтальной видимости не менее 500-1000 м и высоте нижней кромки облаков не менее 60 м. Пропускная способность системы - 15-20 самолетов в час. Контроль и управление движением самолетов во внешней зоне, в районе аэродрома и при посадке система не обеспечивает, что является ее существенным недостатком, так как не гарантируется безопасность полета при наличии большого количества самолетов в воздухе. Преимуществом упрощенной системы является простота оборудования, дающая возможность применять ее для любых типов самолетов и 1 аэродромов. Радиомаячная система посадки позволяет производить посадку в более сложных метеоусловиях, по сравнению с упрощенной системой (высота нижней кромки облаков до 30 м и горизонтальная видимость до 400 м). В состав радиомаячной системы входит оборудование упрощенной системы и допол- нительно включается диспетчерское и радиомаячное оборудование. Диспетчерское оборудование состоит из обзорного и диспетчерского радиолокаторов, УКВ радиопеленгаторов, специальных вычислительных устройств и средств командной радиосвязи. С его помощью осуществляют наблюдение за воздушной обстановкой в районе аэродрома и на летном поле. Наблюдение за воздушной обстановкой в радиусе 200-250 км производите с помощью обзорного радиолокатора. Диспетчерский радиолокатор обеспечивает наблюдение и управление движением самолетов в радиусе порядка 150 км и на летном поле. Автоматический УКВ радиопеленгатор служит для опознавания отдельных самолетов и групп, прибывающих в район аэродрома, а также для определения их азимута на расстоянии 100-150 км. Опознавание производят путем пеленгации бортовой УКВ радиостанции радиопеленгатором и определения дальности до нее по индикатору обзорного или диспетчерского радиолокатора (на который обычно передается от радиопеленгатора отметка пеленга). Вычислительные устройства используют для обработки информации о прибывающих и находящихся в районе аэродрома самолетах; на этой основе производят определение порядка посадки и движения самолетов. Средства командной радиосвязи состоят из нескольких КВ и УКВ радиостанций, каждая из которых обслуживает полеты в заданной зоне. Управление системой производится с КДП, на котором устанавливают выносные индикаторы радиолокаторов и радиопеленгатора, а также средства дистанционного управления радиостанциями. Радиомаячное оборудование состоит из курсового и глиссадного радиомаяков, устанавливаемых на Земле, и соответствующих бортовых радиоприемников и служит для указания экипажу линии планирования при посадке (в состав радиомаячного оборудования могут быть включены и маркерные радиомаяки, входящие в упрощенную систему посадки). Курсовой радиомаяк, создающий равно-сигнальную плоскость, совпадающую с вертикальной плоскостью посадочного курса, устанавливают позади ВПП на продолжении ее оси. Глиссадный радиомаяк предназначен для указания экипажу плоскости планирования, с которой совпадает создаваемая радиомаяком равносигнальная плоскость; его устанавливают обычно слева от ВПП на расстоянии 100-150 м от ее оси (так, что- бы антенна маяка не мешала посадке) примерно на траверсе оптимальной точки приземления. Известны глиссадные радиомаяки с неЬыступающими антеннами, устанавливаемые непосредственно на оси ВПП. Принцип работы и функциональная схе- ма курсового и глиссадного радиомаяков и бортовых приемных устройств могут быть идентичны и соответствовать рассмотренным ранее (см. рис. 25-156). Радиомаячная система посадки обеспечивает снижение до высоты порядка 15- 20 м. Дальнейшее снижение проводят на основании визуальных наблюдений ВПП (с помощью светотехнической аппаратуры). Вывод самолета в районе аэродрома и выполнение захода на посадку осуществляется с использованием средств упрощенной системы посадки, а также обзорного и диспетчерского радиолокаторов. В процессе захода на посадку руководитель полетов дает экипажу указание на установление связи по каналу посадки и сообщает условия посадки. Вход самолета в зону курсового радиомаяка должен выполняться таким образом, чтобы индикаторы курсового приемника, радиокомпаса и гирополукомпаса одновременно показывали нулевое значение. При правильном заходе полет после этого продолжается до момента входа в зону глис-садного маяка, после чего контролируется правильность выполнения посадки по индикаторам курсового й глиссадного приемника. После выполнения посадки руководитель полетов дает экипажу указания о направлении и порядке движения к месту стоянки. Пропускная способность радиомаячной системы примерно 30 самолетов в час. Ответственность за правильное выполнение посадки при исправной работе наземного оборудования ложится в основном на экипаж самолета. Выходные сигналы курсового и глиссадного радиоприемников, пропорциональные угловым отклонениям центра тяжести летательного аппарата от линии планирования, могут быть использованы в качестве сигналов рассогласования при а,в т о м а т и-з а ц и и процесса посадки. Радиолокационная система посадки. В состав системы входит оборудование упрощенной системы посадки, диспетчерское оборудование (такое же, как и в радиомаячной системе) и посадочный радиолокатор. При выполнении посадки положение самолета относительно линии планирования и ВПП определяется с помощью посадочного радиолокатора, операторы которого определяют требуемый маневр самолета и передают команды управления экипажу по радиотелефонному каналу. - Посадочный радиолокатор работает в сантиметровом диапазоне волн и позволяет определить азимут, угол места и расстояние до самолета. Азимут отсчитывается относительно оси ВПП, угол места - относительно линии горизонта, дальность - относительно оптимальной точки приземления. Система позволяет производить посадку в таких же метеоусловиях, что и идиомаячная. Снижение с помощью посад иного радиолокатора осуществляется до высоты порядка 20-30 м,-после чего треоуется визуальная, ориентировка. Пропускная способность системы 15-20 самолетов в час. Она может быть повышена при автоматизации в радиолока- торе процессов съема координат самолета и передачи команд управления. При определенных условиях для выполнения посадки могут быть использованы активные или пассивные бортовые РЛС, обеспечивающие возможность наблюдения на экране индикатора изображения ВПП. 25-10. РАДИОТЕПЛОЛОКАЦИЯ Все физические тела, температура которых отлична от абсолютного нуля, создают естественное тепловое радиоизлучение, обусловленное электродинамическими процессами в атомах и молекулах вещества, из которого состоит тело. Это излучение занимает .широкий спектр частот, заключенный в пределах от инфракрасного до сантиметрового диапазона. В дальнейшем для краткости такое излучение будет называться радиотепловым излучением. Поскольку . интенсивность такого излучения определенным образом зависит от температуры объекта и некоторых других его параметров, появляется возможность судить об этих параметрах объекта на основании анализа создаваемого им радиотеплового излучения. Область радиоэлектроники, занимающаяся обнаружением объектов и измерением их угловых координат путем приема электромагнитного излучения этих объектов, называется радиотеплолокацией1 (РТЛ). В радиотеплолокации для обнаружения объектов используется прием их естественного радиотеллового излучения в сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн. В этом заключается одно из принципиальных отличий радиотеплолокации от активной локации, основанной на применении искусственно генерируемых радиоизлучений. В радиотеплолокации переносчиками информации являются радиотепловые сигналы, которые обладают следующими специфическими особенностями: широкопо-лосностью, отсутствием регулярных составляющих и очень низкой спектральной плотностью. Поэтому* для приема радиотепловых сигналов приходится применять специальные широкополосные радиоприемные, устройства с низкочастотными интегрирующими фильтрами. Такие радиоприемные устройства получили название радиометров. По мере продвижения РТЛ в область субмиллиметровых волн радиотеплолокаци-онные средства будут иметь большее сходство с инфракрасной техникой, чем с РЛС в их современном виде (см. разд. 28). Применение радиотеплолокации. Радиотеплолокации занимает промежуточное положение между активной радиолокацией и инфракрасной техникой (ИК-техника). Поэтому и области применения радиотеплоло- 1 В технической литературе для обозначения радиотеплолокации используются также термины: пассивная радиолокация , тепловая пассивная радиолокация и радиометрия .
|
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки. |