Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 [ 164 ] 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

500-тВООм

КСРС

-~-/ОЛ Г-т\ I

МРМ ЛДР I

/000м -

ШОм-

МРМ ПДР

-500м-

Рис. 25-183. Схема размещения наземного оборудования упрощенной системы посадки. ьп - ближний приводной пункт; дп - дальний приводной пункт; рп - радиопеленгатор.

f-й разворот


tt-й разворот

2*0° -

й разворот

Ближняя-/амняя-----

3-й разворот

Рнс. 25-184. Схема построения большой коробочки при заходе на посадку.

В настоящее время применяют три типа систем посадки: упрощенную, радиомаячную и радиолокационную.

Упрощенная система посадки. Наземное оборудование системы включает две приводные аэродромные радиостанции (ПАР), два или три маркерных радиомаяка (МРМ), KB (или УКВ) радиопеленгатор, связные командо-стартовые радиостанции (КСРС) и светотехническое оборудование. Схема размещения наземного оборудования приведена на рис. 25-183.

В составе бортового оборудования используются связная радиостанция, автоматический радиокомпас (АРК), радиовысотомер малых высот, радиоприемник сигналов маркерных радиомаяков (МРП) и пило-тажно-навигационные приборы (компас, авиагоризонт, часы и т. д.). Управление работой системы осуществляют с командо-диспетчерского (КДП) или командо-старто-вого пункта (КСП).

Экипаж самолета, подходящего к аэродрому, устанавливает двустороннюю радиосвязь с руководителем полетов и, получив разрешение на посадку на данном аэродроме, сообщает ему о своем местоположении, высоте полета, количестве оставшегося горючего и т. п. Руководитель полетов информирует экипаж об условиях посадки (курс,

высота полета в районе аэродрома, метеоусловия и т. п.).

Привод самолетов осуществляют на дальнюю приводную радиостанцию с помощью АРК.

Расчет на посадку производят различными способами. Наиболее точным, хотя и наиболее длительным, способом захода на посадку является построение большой коробочки (рис. 25-184). Момент пролета над дальней ПАР фиксируется по сигналам маркерного маяка (два тире в секунду) и повороту стрелки АРК на 180°.

После пролета дальней ПАР экипаж выводит самолет на заданный посадочный курс и летит параллельно ВПП. АРК переключается на волну ближней ПАР. После пролета траверсы ближней ПАР (курсовой угол радиостанции - 270°) экипаж продолжает полет тем же курсом в течение примерно 1 мин, после чего производит разво: рот на 90° и переключает АРК на волну дальней ПАР. Когда КУР дальней ПАР станет равным 240°, производится второй разворот на 90° и продолжается полет по новому курсу. При прохождении траверсы дальней ПАР (КУР равен 270°) фиксируется время и примерно через одну минуту производится третий разворот на 90°, после чего полет продолжается до установления



КУР дальней ПАР, равного 290°. В этот момент производится четвертый разворот, после которого самолет выходит на курс посадки. С этим курсом производится полет на дальнюю ПАР и пробивание облачности. Правильность курса можно проверить, переключая АРК на ближнюю ПАР; при этом стрелка АРК должна оставаться на нуле. К дальней ПАР самолет должен подойти на


Рис. 25-185. Схема использования маркерных радиомаяков при снижении самолета.

/ - дальний МРМ; 2 - ближний МРМ; 3 - погра- ничный МРМ.

высоте #1=200 м, что контролируется с помощью радиовысотомера. После этого АРК переключается на волну ближней ПАР и продолжается дальнейшее снижение. В момент пролета ближней ПАР (сигналы ближнего МРМ - шесть точек в секунду) высота должна быть равна 2=50-5-80 м (рис. 25-185). Дальнейшее снижение осуществляется с помощью визуальной ориентировки по наземному светотехническому оборудованию системы. Над пограничным маркерным радиомаяком (если он установлен) самолет должен пролететь на высоте /73 =, = 15 м.

Наземный радиопеленгатор служит для -контроля положения самолетов относительно аэродрома и может обеспечить расчет захода на посадку, например, при выходе из строя АРК. В последнем случае экипаж управляет самолетом по командам с земли.

Упрощенная система посадки может использоваться при наличии горизонтальной видимости не менее 500-1000 м и высоте нижней кромки облаков не менее 60 м. Пропускная способность системы - 15-20 самолетов в час. Контроль и управление движением самолетов во внешней зоне, в районе аэродрома и при посадке система не обеспечивает, что является ее существенным недостатком, так как не гарантируется безопасность полета при наличии большого количества самолетов в воздухе. Преимуществом упрощенной системы является простота оборудования, дающая возможность применять ее для любых типов самолетов и 1 аэродромов.

Радиомаячная система посадки позволяет производить посадку в более сложных метеоусловиях, по сравнению с упрощенной системой (высота нижней кромки облаков до 30 м и горизонтальная видимость до 400 м).

В состав радиомаячной системы входит оборудование упрощенной системы и допол-

нительно включается диспетчерское и радиомаячное оборудование.

Диспетчерское оборудование состоит из обзорного и диспетчерского радиолокаторов, УКВ радиопеленгаторов, специальных вычислительных устройств и средств командной радиосвязи. С его помощью осуществляют наблюдение за воздушной обстановкой в районе аэродрома и на летном поле.

Наблюдение за воздушной обстановкой в радиусе 200-250 км производите с помощью обзорного радиолокатора. Диспетчерский радиолокатор обеспечивает наблюдение и управление движением самолетов в радиусе порядка 150 км и на летном поле. Автоматический УКВ радиопеленгатор служит для опознавания отдельных самолетов и групп, прибывающих в район аэродрома, а также для определения их азимута на расстоянии 100-150 км. Опознавание производят путем пеленгации бортовой УКВ радиостанции радиопеленгатором и определения дальности до нее по индикатору обзорного или диспетчерского радиолокатора (на который обычно передается от радиопеленгатора отметка пеленга).

Вычислительные устройства используют для обработки информации о прибывающих и находящихся в районе аэродрома самолетах; на этой основе производят определение порядка посадки и движения самолетов. Средства командной радиосвязи состоят из нескольких КВ и УКВ радиостанций, каждая из которых обслуживает полеты в заданной зоне. Управление системой производится с КДП, на котором устанавливают выносные индикаторы радиолокаторов и радиопеленгатора, а также средства дистанционного управления радиостанциями.

Радиомаячное оборудование состоит из курсового и глиссадного радиомаяков, устанавливаемых на Земле, и соответствующих бортовых радиоприемников и служит для указания экипажу линии планирования при посадке (в состав радиомаячного оборудования могут быть включены и маркерные радиомаяки, входящие в упрощенную систему посадки).

Курсовой радиомаяк, создающий равно-сигнальную плоскость, совпадающую с вертикальной плоскостью посадочного курса, устанавливают позади ВПП на продолжении ее оси.

Глиссадный радиомаяк предназначен для указания экипажу плоскости планирования, с которой совпадает создаваемая радиомаяком равносигнальная плоскость; его устанавливают обычно слева от ВПП на расстоянии 100-150 м от ее оси (так, что- бы антенна маяка не мешала посадке) примерно на траверсе оптимальной точки приземления. Известны глиссадные радиомаяки с неЬыступающими антеннами, устанавливаемые непосредственно на оси ВПП.

Принцип работы и функциональная схе- ма курсового и глиссадного радиомаяков и бортовых приемных устройств могут быть



идентичны и соответствовать рассмотренным ранее (см. рис. 25-156).

Радиомаячная система посадки обеспечивает снижение до высоты порядка 15- 20 м. Дальнейшее снижение проводят на основании визуальных наблюдений ВПП (с помощью светотехнической аппаратуры). Вывод самолета в районе аэродрома и выполнение захода на посадку осуществляется с использованием средств упрощенной системы посадки, а также обзорного и диспетчерского радиолокаторов. В процессе захода на посадку руководитель полетов дает экипажу указание на установление связи по каналу посадки и сообщает условия посадки. Вход самолета в зону курсового радиомаяка должен выполняться таким образом, чтобы индикаторы курсового приемника, радиокомпаса и гирополукомпаса одновременно показывали нулевое значение. При правильном заходе полет после этого продолжается до момента входа в зону глис-садного маяка, после чего контролируется правильность выполнения посадки по индикаторам курсового й глиссадного приемника. После выполнения посадки руководитель полетов дает экипажу указания о направлении и порядке движения к месту стоянки.

Пропускная способность радиомаячной системы примерно 30 самолетов в час. Ответственность за правильное выполнение посадки при исправной работе наземного оборудования ложится в основном на экипаж самолета.

Выходные сигналы курсового и глиссадного радиоприемников, пропорциональные угловым отклонениям центра тяжести летательного аппарата от линии планирования, могут быть использованы в качестве сигналов рассогласования при а,в т о м а т и-з а ц и и процесса посадки.

Радиолокационная система посадки. В состав системы входит оборудование упрощенной системы посадки, диспетчерское оборудование (такое же, как и в радиомаячной системе) и посадочный радиолокатор.

При выполнении посадки положение самолета относительно линии планирования и ВПП определяется с помощью посадочного радиолокатора, операторы которого определяют требуемый маневр самолета и передают команды управления экипажу по радиотелефонному каналу.

- Посадочный радиолокатор работает в сантиметровом диапазоне волн и позволяет определить азимут, угол места и расстояние до самолета.

Азимут отсчитывается относительно оси ВПП, угол места - относительно линии горизонта, дальность - относительно оптимальной точки приземления. Система позволяет производить посадку в таких же метеоусловиях, что и идиомаячная. Снижение с помощью посад иного радиолокатора осуществляется до высоты порядка 20-30 м,-после чего треоуется визуальная, ориентировка. Пропускная способность системы 15-20 самолетов в час. Она может быть повышена при автоматизации в радиолока-

торе процессов съема координат самолета и передачи команд управления.

При определенных условиях для выполнения посадки могут быть использованы активные или пассивные бортовые РЛС, обеспечивающие возможность наблюдения на экране индикатора изображения ВПП.

25-10. РАДИОТЕПЛОЛОКАЦИЯ

Все физические тела, температура которых отлична от абсолютного нуля, создают естественное тепловое радиоизлучение, обусловленное электродинамическими процессами в атомах и молекулах вещества, из которого состоит тело. Это излучение занимает .широкий спектр частот, заключенный в пределах от инфракрасного до сантиметрового диапазона. В дальнейшем для краткости такое излучение будет называться радиотепловым излучением. Поскольку . интенсивность такого излучения определенным образом зависит от температуры объекта и некоторых других его параметров, появляется возможность судить об этих параметрах объекта на основании анализа создаваемого им радиотеплового излучения.

Область радиоэлектроники, занимающаяся обнаружением объектов и измерением их угловых координат путем приема электромагнитного излучения этих объектов, называется радиотеплолокацией1 (РТЛ).

В радиотеплолокации для обнаружения объектов используется прием их естественного радиотеллового излучения в сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн. В этом заключается одно из принципиальных отличий радиотеплолокации от активной локации, основанной на применении искусственно генерируемых радиоизлучений.

В радиотеплолокации переносчиками информации являются радиотепловые сигналы, которые обладают следующими специфическими особенностями: широкопо-лосностью, отсутствием регулярных составляющих и очень низкой спектральной плотностью. Поэтому* для приема радиотепловых сигналов приходится применять специальные широкополосные радиоприемные, устройства с низкочастотными интегрирующими фильтрами. Такие радиоприемные устройства получили название радиометров.

По мере продвижения РТЛ в область субмиллиметровых волн радиотеплолокаци-онные средства будут иметь большее сходство с инфракрасной техникой, чем с РЛС в их современном виде (см. разд. 28).

Применение радиотеплолокации. Радиотеплолокации занимает промежуточное положение между активной радиолокацией и инфракрасной техникой (ИК-техника). Поэтому и области применения радиотеплоло-

1 В технической литературе для обозначения радиотеплолокации используются также термины: пассивная радиолокация , тепловая пассивная радиолокация и радиометрия .




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 [ 164 ] 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.