Разделы
Рекомендуем
|
Автоматическая электрика Автоматика радиоустройств Представляя сигналы в комплексной форме для комплексных амплитуд входа (z) и выхода (Y,), запишем: Z = A; Yt = К (j А) К(А)е(А), К(А) = -/ а2(А)+Ь\(А) а* (А) h(A) Отсюда получаем нормированную передаточную функцию нелинейного элемента КК(]А): Зависимость- К (А) = = КН(А), К (А) К (A) eJq> (A) /Ф (А) называют амплитудной, а фнС) - фазовой характеристикой НЭ. Для всех приведенных в табл. 21 12 нелинейностей, кроме нелинейностей типа люфта фн(Л)=0, т. е. нелинейный элемент не вносит дополнительного сдвига. Для таких НЭ а4=0 и bi 1 Г Кн (А) = -j- = - j F (A sin ф) sin фо*ф. Фазовый сдвиг появляется в том случае, когда НЭ имеет неоднозначную характеристику. В практике используется также обратная амплитудная характеристика z <Л> = 7-717 (21-156) Пример. Найти амплитудную характеристику НЭ релейного типа (табл. 21-12, поз. 3). Так как характеристика симметрична, а4(Л)=0 и фя(Л)=0. На рис. 21-103 представлены диаграммы сигналов для этого нелинейного элемента. Выходной сигнал является прямоугольным с амплитудой В. Учитывая формулы (21-153) и (21-155), находим: К (А) = ~ Гб sin ф о*ф лА J о 4В лА В отдельных случаях желательно иметь в системе автоколебания малой амплитуды, поскольку при этом снижается вредное влияние люфтов, зон нечувствительности ит д. на точность системы. Возможность возникновения автоколебаний в нелинейной системе выясняется следующим образом. Пусть сигнал на входе системы (рис. 21-100) отсутствует (ввх=0).
(21-154)
(21-15Е) Рис 21-103. Диаграммы сигналов для релейного нелинейного элемента. о - характеристика; б - входной сигнал; в - выходной сигнал. Тогда с учетом характеристики НЭ запишем следующие равенства: ©вых = УРл.чУ, y = KB(jA)z\ г - -0ВЫ1- Для того чтобы в системе могли возникнуть синусоидальные автоколебания, необходимо, чтобы коэффициент усиления для некоторой частоты со в контуре (от входа НЭ до выхода ЛЧ) был равен единице, а фазовый сдвиг в этих элементах составлял 180°, т. е. было справедливо равенство W .4{j(o)KuUA) =-1, (21-157) (заметим, что дополнительный фазовый сдвиг 180° создается в элементе сравнения, так что общий сдвиг фазы в замкнутой системе составляет 360°) или №л.ч (/< >) = гС UА) = -zH(M> = 1 -/<р (Л) (21-158) где Zn(jA)-обратная амплитудная характеристика нелинейного элемента. Проще всего установить возможность выполнения равенства (21-158) графически с помощью построения соответствующих характеристик й/п.ч(/со) и ZB(jA) на комплексной плоскости (и, jv). Если указанные характеристики пересекаются, решение уравнения (21-158) существует и в системе могут возникнуть колебания на тех частотах сот и с той амплитудой Am, которые соответствуют точке М пересечения характеристик (рис. 21-104,6). Далее необходимо установить, будут ли эти колебания устойчивы. Определение устойчивости может проводиться с помощью различных правил. Одно из них со- Рис. 21-104. Диаграммы для определения возможностей существования автоколебания в системах с НЭ. о. - автоколебания невозможны; б - автоколебания возможны с частотойи амплитудой Дт и устойчивы; в - автоколебания еозможны в точках 1 и 2, но в точке 2 они неустойчивы. стоит в следующем. Если разомкнутая система устойчива, то необходимо установить, куда переходит точка характеристики -2Я НЭ при движении вдоль нее в сторону увеличения А. Если точка переходит внутрь петли амплитудно-фазовой характеристики йл.чОсо), автоколебания неустойчивы, если точка выходит из этой петли - устойчивы. Так, устойчивым автоколебаниям на рис. 21-104,е соответствует только точка /; точке 2 соответствуют неустойчивые автоколебания. Для определения возможности возникновения автоколебаний, а также их частоты сот и амплитуды Ат можно воспользоваться также построением логарифмических характеристик: L(co, А) = 20 lgWW/co) + + 20 lgKH(M); ф(со, А) = фл.,(ш) + (рв(А) для различных значений А. Если существует такая величина А, для которой ЛФХ пересечет уровень -п на частоте среза сое, то в системе возможны ав токолебания, причем частота автоколебаний шт (0с, а амплитуда Ат соответствует точке со с. В том случае, когда фн=0 и KB(jA) = = К(А), нелинейное звено имеет однозначную характеристику и процедура нахождения Вт к Ат упрощается. Из равенства (21-157) в этом случае следует: [ (со) + jv((n)\KB(A) = -1 (21-159) и(и)Кв(А) = - 1; (21-160) г>(со) = 0, (21-161) где ы(со) и о (со) - вещественная и мнимая характеристики линейной части системы. Последнее равенство позволяет сразу определить частоту автоколебаний. Из него также следует, что частота сот, на которой могут возникнуть автоколебания, не зависит от свойств нелинейного элемента [в уравнение (21-161) не входят параметры-нелинейного элемента]. Из равенства (21-160) определится амплитуда колебаний К (Ат)=- (Wm) (21-162) Необходимо отметить, что рассмотренный метод гармонической линеаризации дает лишь приближенные значения амплитуды и частоты автоколебаний. Пример. Определить условия возникновения автоколебаний, их частоту и амплитуду в системе, состоящей из релейного элемента и линейной части с передаточной функцией 4(P)= PiTlp + i)(T2p + -i) Характеристика - zB(A) релейного нелинейного элемента (см; табл. 21-12, поз. 3) совпадает с отрицательной полуосью абсцисс левее точки (-1, /0). Поэтому пересечение этой характеристики с амплитудно-фазовой характеристикой №л.ч(/со) (а следовательно, и возникновение автоколебаний) возможно только при условии, что характеристика охватывает точку (-1, /0), т. е. когда система без нелинейного элемента с фильтром УХ7л.ч(р) теряет устойчивость (рис. 21-105, кривая 2). Используя алгебраический критерий (см., например, стр. 48), находим, что потеря устойчивости происходит при к>+4-=ккР- 1 1 i 2 Это будет также условием возникновения автоколебаний в системе с нелинейным элементом. Амплитуду Ат и частоту ш m автоколебаний можно найти графически, построив амплитудно фазовую характеристику Ил.чОсо) = и(со) и установив, при каких вел!чинах сот и Ат происходит пересечение этой характеристики с линией - ZB(A). Для выбранного НЭ Фа =0 и частоту автоколебаний проще най- Рис. 21-105. Диаграмма для определения существования автоколебаний (см. пример). ти аналитически из равенства (21-161), а амплитуду - из равенства (21-160). Запишем: й7.1.ч(/ю) = ТгТ2 Ua)s+(Ti+T2)(M*+/со К \- ш2 (Г,+Г2) - /со (l-TiTaC)] = К (7\ + T2)f + (1 - Гсо2)2 со -Следовательно, - /(со2 (Тг + Т2) и (со) = v (со) - со4 (Г, + Г2)2 + со2 (1 - соТг)2 со(1 - соГг) соМГ, + Г2)2 + со2 (1 - соТО)2 Частоту определим, полагая что и(со) = =0. Тогда <ат(1-Г17,2шт)=0--Отсюда получаем: (От = Амплитуду найдем из уравнения и(т)Кп(А) = -1. Так как /Ся=4В/яЛ, то для определения Ат запишем: К (Т, + Т2) - = co, С, + 72)2 + Отсюда Ат = я 7\ + Т2 Автоколебания в системе будут устойчи- выми, поскольку при увеличении А изображающая точка выходит из петли, охватываемой характеристикой йл.чОш). Статистическая линеаризация Метод статистической линеаризации * [Л. 12] нашел широкое применение для анализа автоматических систем, содержащих существенно нелинейные элементы, при воздействии на них случайных сигна лов. Рассмотрим кратко основные идеи этого метода. Предположим, система содержит нелинейный безынерционный элемент с симметричной характеристикой = F{z). (21-163) Будем считать, что входной сигнал z(t) является суммой полезной составляющей a(t) и помехи, являющейся центрированной случайной стационарной функцией времени г°, т. е. z(t) = a(t) + z°, так что математическое ожидание входного сигнала mz=a(f), то z=mz+zf. В результате прохождения нелинейного элемента на его выходе получается сигнал у*=Ь + у* = тг+у*, где b - tns - полезная составляющая, равная математическому ожиданию, а у0 - флуктуационная составляющая с нулевым математическим ожиданием. z-mz +z° F(z) ка -1 Рис 21-106. Замена нелинейного звена линейным эквивалентным звеном. Идея статистической линеаризации состоит в замене нелинейного звена с характеристикой (21-163) некоторым линейным эквивалентным звеном с различными коэффициентами передачи для среднего значения (/Со) и флуктуационной составляющей (Ki). Выходной сигнал u(t) эквивалентного звена (рис. 21-106) можно записать в виде u(t) = Komz + К,г°. (21-164) * Предложен И. Е. Казаковым.
|
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки. |