Разделы
Рекомендуем
|
Автоматическая электрика Автоматика радиоустройств Рис. 21-29. Характеристики интегрирующего звена. а - амплитудно-фазовая; б - амплитудно-частотная; в - фазо-частотная; г,- логарифмическая (для К=25 1/се/с); д - переходная; ё - весовая функция. Фазо-частотная характеристика ср(ю) = = - л/2. Фазовый сдвиг - величина постоянная, равная -90° для всех частот. Логарифмическая амплитудная характеристика L (со) = 20 lg - = 20 lg К - 20 lg со - прямая, проходящая через точку с абсциссой со = 1 и ординатой 20 lg и имеющая наклон - 20 дб на декаду. Она пересекает ось абсцисс при частоте С0е=/С. Переходная характеристика h(t)=Kt- прямая, проходящая через начало координат с-угловым коэффициентом K=tga; при постоянной входной величине Х0 происходит линейное нарастание выходной величины: y(t) = KX0dt = KXJ. Импульсная переходная характеристика g(г) = К - постоянная величина для гО. Заметим, что g(t)-0 для t<0. Примеры практической реализации интегрирующих звеньев. 1. Серводвигатель (исполнительный двигатель) приближенно (если не учитывать инерционных свойств его якоря) можно считать интегрирующим звеном. При этом входной величиной является напряжение на якоре и, а выходной угол поворота якоря 6ДВ. Угловая скорость якоря двигателя, пропорциональна напряжению на якоре: СОдв = Кдви. Но . ЙвдЕ СОдв = ~7Г- (t) dt. Подвергая обе части этого- равенства преобразованию Лапласа, получаем: Следовательно, передаточная функция %АР) = Кдв V(P) Р /Сдв - величина угловой скорости вращения якоря при напряжении на входе 1 е (с размерностью рад/в сек). При постоянном входном напряжении (Jo угол 0дВ возрастает пропорционально времени: В большинстве практических приложений необходимо учитывать инерцию якоря и нагрузки; тогда указанное приближение несправедливо.. Передаточная функция двигателя с учетом инерционности якоря, когда приведен- ный к якорю двигателя момент нагрузки сравнительно невелик по сравнению с максимальным моментом, который может развить двигатель, имеет вид: ДВ(Р)- U(p) -р(Т№р+1) /Сдв - коэффициент передачи двигателя, численно равный величине угловой скоро- сти вращения якоря двигателя в установившемся режиме при постоянном входном напряжении 1 в (с размерностью рад/в-сек). Тдв - электромеханическая постоянная времени, зависящая от параметров, двигателя и пропорциональная моменту инерции о) -mss/Зея wo т° 7 1 2 S Т- I I i II w го so ы
Рис. 21-30. Характеристики серводвигателя (передаточная функция двигателя). а - ЛАХ; б - ЛФХ; е - переходная; г - амплитудно-фазовая. якоря. Величину 7\,в стремятся уменьшить; она имеет порядок 0,04-0,1 сек. Как будет показано дальше, такой передаточной функции соответствует соединение интегрирующего и инерционного звеньев. Обычно между якорем двигателя и нагрузкой устанавливается редуктор, понижающий число оборотов в i раз и во столько же раз увеличивающий момент нагрузки на валу редуктора. Одновременно в i2 раз уменьшается момент инерции нагрузки, приведенный к оси якоря двигателя (£ - редукционное число). Если i значительно (500- 1 000), то момент инерции нагрузки (обычно во много раз больший момента инерции якоря) увеличивает постоянную времени двигателя не очень сильно (в 1,1-2 раза). Логарифмическая амплитудная характеристика двигателя (рис. 21-30, а) состоит из двух отрезков с наклоном - 20 и - 40 дб на декаду. Первый из этих отрезков проходит через точку (1, 20 lg Кдв). Частота сопряжения на которой ЛАХ меняет свой наклон сО{ = 1/7дВ. Логарифмическая фазовая характеристика серводвигателя (рис. 21-30,6)-сумма ЛФХ интегрирующего и инерционного звена. Суммарный фазовый сдвиг при со -> оо составляет - я. При О) = сог = 1/7дв фазовый сдвиг равен- (л/2+я/4) =-0,75 я. Рассмотрим реакцию серводвигателя на ступенчатый сигнал. Можно показать, что при подаче на вход единичного скачка напряжения угол поворота якоря двигателя меняется по закону \t-TRB(l-e гдв)] При подаче на вход скачка напряжения величиной Uo угол поворота якоря двигателя (рис. 21-30, в) = K№U0 [* - Гда (l - Г большое время дв Спустя достаточно t 4 7 =3rHB , когда е Ткв =0, угол поворота двигателя возрастает линейно: вдв = KKaUB(t - TBB) = = С0уст(£ - ? дв), / где Юуст - установившаяся угловая скорость; СОуст=г?двС7о. 2. Инерционное звено приближенно при некоторых условиях имеет характеристики, близкие к характеристикам интегрирующего звена. При подаче, на вход инерционного звена ступенчатого сигнала величиной Хв выходная величина меняется по экспоненте = KX0(l-e т). Разлагая экспоненту в ряд и ограничиваясь двумя членами разложения, получаем: y(t)~~ x0t = Kflx0t, Ки = к/т, причем приближенное равенство справедливо для t С 7 . Инерционное .звено можно приближенно считать интегрирующим при условии, что режим в инерционном звене будет далек от установившегося. Это происходит, когда сигналы на входе изменяются достаточно быстро по сравнению с величиной, обратной постоянной времени 7 , а для ступенчатых сигналов - когда время наблюдения t значительно меньше Т. Именно в указанном смысле инерционное звено иногда именуют интегрирующей цепью или интегрирующим фильтром. Условие t С 7 эквивалентно пренебрежению единицей в знаменателе* передаточной функции инерционного звена: К К /Ти Тр -f 1 Тр р Ки = К/Т - коэффициент передачи. Дифференцирующие и форсирующие звенья Дифференцирующие и форсирующие звенья соответственно характеризуются следующими передаточными функциями:. ТРдО) = Кр; №ф(/>) = К(Тр+ 1). Выходные и входные сигналы этих звеньев связаны следующими соотношениями: йх . йх у = К.- + Кх. Логарифмическая амплитудная характеристика В практически осуществимых звеньях эти передаточные функции получаются только в результате идеализации реальных процессов, поэтому звенья с такими характери-
со -й- L (со) = 20 lg /Ссо Прямая с наклоном +20 дб/дек, проходяшая через точку- (1, 20 lg К) Переходные h(t) = Kb (t) - дельта - функция, увеличенная в К раз z.(co)=20 IgKVl + oPT2 Приближенная ЛАХ строится как харак-теристика инерционного звена с той разницей, что начиная с частоты сопряжения (£)i=\/T прямая идет с наклоном +20 дб/дек характеристики \h(t) =K[6(f) + l] - сумма единицы и дельта-функции, увеличенные в К раз Примеры практической реализации дифференцирующих и форсирующих звеньев. 1. Реальное дифференцирующее звено, например £С-фильтр верхних частот или дифференцирующая цепочка (рис. 21-32, а) в импульсной технике (см. т. I, стр. 547). Пользуясь операторными сопротивлениями, находим: вх (Р) =1 (Р) К tip) гв 1дН 1 I 10 100 w(p)=k(tp+i) Hp) = вых (Р) Рис. 21-31. Характеристики идеальных дифференцирующего (слева) и форсирующего (справа) звеньев. а - амплитудно-фазовая; б - амплитудно-частотная; в - фазо-частстная; г - ЛАХ. стоками являются идеализированными, или идеальными звеньями. Характеристики идеальных дифференцирующих звеньев (рис. 21-31) расположены в левом столбце, а форсирующих - в правом. Комплексный коэффициент передачи вх (Р) = вых (Р) + Отсюда получаем следующие характеристики: Передаточная функция W(p) Тр + 1 где T=RC (рис. 21-32,6). Комплексный коэффициент передачи (21-17) Ад (/со) = Km 1 о- /С(/со) = K,bU<u) = KUvT+l) Г/со 7-/Ш+ 1 = *(со)е /<р (и) (21-18) Амплитудно-фазовая характеристика Совпадает с.поло жительной мни мой полуосью Полупрямая, параллельная оси ординат, смещенная относительно начала координат на величину К Амплитудно- и фазо-частотная характеристики км = V\ + (соГ)2 - arctg соГ ; ср (со) = Прямая Яд (со) = Дсо Прямая ср (со) = л/2 /Сф(со)=я1Л + со2Г2 ср (со) == arctg соГ Выражение (21-18) для К (/со) можно найти не только заменой р на /со в формуле (21-17), но используя зависимость между входным и выходным синусоидальными напряжениями и считая емкостное сопротивление равным 1 соС:.
|
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки. |