Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Структура электропривода 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 [ 191 ] 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204

Все турбокомпрессарные машины являются быстроходными. Частота вращения рабочего колеса их лежит в пределах от 3000 до 20 ООО об/мин. Поэтому для турбокомпрессоров применяются, как правило, быстроходные электродвигатели с номинальной частотой вращения 3(Ю0 об/мИн. В тех случаях, когда требуется ббльшая частота вращения колеса, между двигателями и компрессором устанавливается повышающий редуктор.

Регулнрованне пронзводнтельностн турбокомпрессоров в настоящее время осуществляется в основном дросселированием на стороне нагнетания, КПД турбомеханязма при этом снижается пропорционально регулированию производительности. В последние годы для компрессоров разработана система регулирования путем Поворота лопаток направляющего аппарата; КПД при регулировании направляющим аппаратом будет заметно выше, ч&м прн дросселировании. Однако применение

PfOdfuUH J500

р/, 10 Па.


3100

гаоа Агвоа

A2700 2В0О 2500

Рис. 19.13. Характеристика компрессора типа К-3260-41-1 при различных частотах вращении.

направляющего аппарата существенно усложняет конструкцию турбокомпрессора н снижает его надежность. Поэтому указанный метод не получил широкого распространения в мировой практике. Наиболее совершенным способом регулирования производительности турбокомпрессоров является изменение частоты вращения их двигателей.

Характеристики турбокомпрессоров К-3250 прн различной частоте врашення показаны иа рнс. 19.13.

Особенность работы турбокомпрессоров состоит также в том, что каждой частоте вращения соответствует определенная критическая подача машины, ниже которой работа становится неустойчивой. Причиной возникновения неустойчивой работы турбокомпрессоров является повторяющийся срыв потока с рабочих и направляющих лопаток, что приводит к сильным пульсациям давления, открыванию н закрыванию обратного клапана и возникновению аварийных колебаний в сне-теме. Такой режим называется помпажным. Работа турбокомпрессоров в режимах левее границы (штриховая линия на рнс. 19.13) помпажа недопустима. Следует отметить, что с уменьшением частоты вращения область ломпажных режимов сокращается, вследствие чего при регулировании путем изменения

частоты вращения работа турбокомпрессора с пониженной подачей становится возможной.

Технологическая необходимость регулирования подачн турбокомпрессорных машнн связана с нх назначением. Так, режим работы нагнетателей магистральных газопроводов определяется графиком потребления газа на конце газопровода. Задачей регулирования подачи компрессоров является в данном случае обеспечение транспортировки требуемого количества газа прн минимальных энергетических затратах. Прн сокращении потребления газа необходимо снижение подачи во из-

cosip 0,8

- J,0

- 2,0

- 1,0

L О

.р -

О.ГР

Ppet

0,10 0,20 0,30 S

Рас. 19.14. Экспериментальные характеристики привода турбонагнетателя.

Г) g - КПД каскада; cos Ф,

cos - коэффи-

циенты мощности каскада н двигателя; Q, Q,

Q г- реактивные мощности каскада, двигателя

и трансформатора; Р, Рд, Р - активные

мощности каскада, двигатели аа стороне статора и рекуперации.

бежанне излишнего повышения давления в трубопроводах. Поскольку турбокомпрессоры на магистральных газопроводах объединяются в станцнн, Состоящие из нескольких последовательно н параллельно работающих компрессоров, то в настоящее время регулирование подачн ведется ступенчато изменением числа работающих машин. Для плавного регулирования этот метод дополняется доос-селнрованнем на стороне нагнетания. Исследования показали, что применение электропривода, обеспечивающего плавное экономическое регулнрованне скорости, дает увеличение КПД установки на 25 % по сравнению с регулированием посредством дросселирования и на 12 % по сравнению с регулированием при помощи направляющего аппарата.

В СССР проводились промышленные эксперименты по применению регулируемого электропрнвода для мощных турбонагнетателей магистральных газопроводов. Турбонагнетатель типа 280-11-1 был оборудован регулируемым электроприводом переменного



тока мощностью 4500 кВт по схеме асинхронного аЬнтильного каскада. Опытная эксплуа-тацвя этих приводов показала их хорошие регулировочные качества, экономичность и возможность работы параллельно и последовательно соединенных турбокомпрессоров. Экспериментальные характистнки этой системы привода показаны на рис. 19.14.

Турбокомпрессоры, нагнетатели и воздуходувки, как правило, являются машинами с режимом длительной нагрузки, аследствие чего их электроприводы должны быть рассчитаны на длительную работу с большим числом часов работы в год (до 8400 ч). Они являются быстроходными механизмами с частотой аращения рабочего колеса от 3000 до 20 000 об/миИ, что определяет целесообразность применения для их приводов иысоио-скоростных двигателей.

Все турбокомпрессоры, за исключением турбовоздуходувок, работают на сеть с сопротивлением, что определяет существенную зависимость момента сопротивления иа валу от частоты аращения.

Наиболее совершенным способом регулирования производительности турбокомпрессоров является изменение частоты вращения.

Пуск турбокомпрессоров производится обычно при разгруисенной машине путем со-еданения полости нагнетании с атмосферой или с полостью всасывания, вследствие чего максимальный момент при пуске не превышает 0,4 номнвального.

19.6. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ТУРБОМЕХАНИЗМОВ

Разнообразие условий применения Турбо-механизмов, их конструкций, режимов эксплуатации определяет возможность и экономическую целесообразность использования различных систем электропривода. Развитие техники самого электропривода обусловливает смену одних систем регулируемого электропривода даугвми, что также приводит к разнообразию возможных технических решений.

Для прввода иасосов, вентиляторов и компрессоров до настоящего времени применялись нерегулируемые электроприводы. Несмотря иа очевидаые теиденши к более широкому использованию регулируемых электроприводов турбомеханизмов, особенно для мощностей свыше 500 кВт, нерегулируемый привод будет оставаться основным видом электропривода в тех случаях, когда режим работы турбомеханизма по технологическим условиям постоянен или мощность турбомеханизмов вшелика и регулирование их производатель-иости без болыиих потерь 9Н<гии может быть осуществлено ноздействием иа турбомеханизм или иа его гидаавлйческую сеть.

Наиболее распростравенньш видом привода вследствие своей простоты и наименьших капитальных вложений является короткозам-кнутый асинхронный двигатель. Этот вид

привода применяется для турбомеханизмов от самых малых мощностей до нескольких тысяч киловатт. При мощностях свыше 300 кВт наряду с короткозамкиутым двигателем все шире применяют синхронные двигатели. В тех случаях, когда по условиям пуска необходимо ограничение ускорений или пусковых токов, используют асинхронные двигатели с фазным ротором.

Регулируемый электропривод используют в следующих случаях: когда по условиям работы производительность турбомеханизма необходимо часто изменять в широких пределах (например, иасосы систем водоснабжения, энергетические и газовые турбокомпрессоры); когда механизм длительно работает с проншоднтельностью, сушественно меньшей номинальной (например, шахтные вентиляторы); для турбомеханизмов, иужа-ющихси в автоматическом регулировании производительности с повышенными требованиями к качеству регулирования (например, холодальные турбокомпрессоры, некоторые циркуляционные и питательные иасосы); для электропривода испытательных и зксперн-меттальиых установок (например, аэродинамические трубы).

Простейшие системы регулируемого электропривода обеспечивают ступенчатое регу-лироаание частош вращеиия. -Для турбомеханизмов малой мощности применяются многоскоростные вснихронные дангателн; для даигателей большой мощностя получили применение схемы с питанием асинхронного или синхронного даигателей от источников различной частоты. Известный интерес для привода крупных вентиляторов представляет схеиа синхронно-асинхронного привода, обес-печнвакхцая даухступенчатое регулирование частоты вращения.

Системы ступенчатого регулирования частоты вращения привода, а следовательно, и подачи не обеспечивают задач автоматического регулирования турбомеханизмов и применяются, как правило, в сочетаинн с ги>фо-или аэродинамическими средствами реги-рования. Использование таких систем иОсит ограниченный характер.

Регулируемый электропривод с плавЬ1м изменением частоты вращения в широком jina-пазоне наилучшим образом удовлетворяет условиям автоматического и экономического регулирования производительности турбомеханизмов.

Следует отметить, что системы прив(эдов с даигателем постоянного тока (первая группа) несмотря иа отличные регулировочные качества, в большинстве случаю ие рациональны для турбомеханизмов. Приводы гос-тояниого тока содержат дорогой преоазо-аатель иа полную мощность, что ояредаляет в целом высокую стоимость электропря)в а. Кроме того, ;гатель постоянного тока нуждается в юзалнфицироваиной sKciitoya-тацин, а его прятнение в тяжелых услёвиях окружающей среды связано с серьезными конструктивными затруднениями.

Ко второй группе регулируемых электроприводов относятся частотно-управляемые



19.5]

Классификация систем электропривода турбомеханизмов

, двигатели переменного тока. Основные недостатки таких систем - сложность и высокая стоимость преобразователя частоты на полную мопшость механизма. Привод с двигателями переменного тока с частотным управлением по стоимости значительно дороже приводов постоянного тока, однако он обладает преимуществами, определяемыми конструктивными достоинствами короткозамкнутого асинхронного двигателя.

Рашюнальньй области использования частотно-управляемых приводов: для приводов турбомеханизмов, расположенных во взрывоопасных цехах; в тех случаях, когда по конструктивным особенностям турбомеханизма илн по условиям окружающей среды приводной двигатель должен быть принят асинхронным короткозамкнутым и в то же время требуется регулирование его частоты вращотя (например, дпя погружных элек-

мощвости, наиболее предпочтительными для регулироваиия частоты вращения турбомеханизмов.

Ванильные каскады различаются по виду преобразователей, включаемых в роторную цепь приводного асинхронного двигателя. Различают каскады электромашинные, вен-тильно-машинные и вентильные.

Наибольший интерес среди каскадных приводов представляют вентильные и вен-тильно-машинные каскады, которые в настоящее время получают промышленное применение для привода турбомеханизмов мощностью от десятков киловатт до нескольких тысяч киловатт. Эти же каскадные приводы, а также машины двойного питании н в будущем должны остаться наиболее рациональной системой регулируемого электропривода дли турбомеханизмов большой и средней мощности.


Рис. 19.15. Фуикпиоиальная схема АВК с двукратио-иитегрируюшей системой регудироваивя. ЗИ - задатчик иитевсивиости; PC, РТ - регуляторы скорости и тока; СИФУ - свстема ампул ьсво-фазового управлеиия; И, В .- инвертор и выпрямитель: Р - реактор; ДТ датчик тока; БО - блок ограинчеиви.

чроиасосов); для безредукторного электропривода быстроходных турбомеханизмов с час-. тогой вращения свыше 3000 об/мин; для электроприводов мощностью свыше 20 МВт, для которых машины постоянного тока или асинхронные электродвигатели с фазным ротором построены быть не могут.

Приводы с частотным управлением разделяются по анду преобразователей частоты, которые могут быть либо электромашниные, либо статические.

Третьей группой применяемых для турбомашин систем приводов являются асинхронные каскады. Достоинство этих приводов применительно к турбомашннам определяется тем, ЧТО стоимость и другие технико-экономические показатели каскадов зависят от глубины регулирования, поскольку преобразованию в этих схемах подвергается не полная энергии, потреблиемая приводом, а лишь часть ее, Пропорциональная диапазону регулирования. Пбскольку турбомеханизмы в большинстве своем нузкдаются в неглубоком регулировании, то.каскадные схемы асинхронного привода оказываются в большинстве случаев, в особенности для приводов средней и большой

На рис. 19.15 врЕ едеиа схема асинхронного вентильного каскада с двукратно-иитег-рирующей системой регулирования частоты вращения двигателя и подчиненным регулированием тока.

На рис. 19.16 приведена фуикциоивльвая схема машины двойного питания с системой регулирования частоты врашення и реактивной мощности.

Коллекторные двигатели переменного тока и электромапгаивые каскады, относительно широко ранее применявшиеся за рубежом для привода турбояюханвзмов, в настоящее время примеияютси реже, уступая место вентильным каскадам.

Для турбомеханишов возможно прнтне-ние и таких систем регулируемого асинхронного привода, в которых энергия скольжении теряется бесполезно, а КПД привода существенно снижается при уменьшении скорости. К таким системам относятся приводы с нерегулируемым двигателем и индукторной муфтой скольжения, асинхронные приводы с реостатным нли дроссельным регулированием, двухдвигательный синхронный привод с поворотным статором.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 [ 191 ] 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.