Разделы
Рекомендуем
|
Автоматическая электрика Расчет вибропрочности конструкции 4.3. ЧЕЛОВЕК - МАШИНА ПО ПРИЕМУ СИГНАЛОВ [3...6] При работе Ч-О в качестве машины по приему сигналов чаще jjcero используют зрительный, слуховой и частично, тактильный анализаторы. Наибольшее количество ип1! ормации Ч-О получает с помощью зрительного анализатора (~80%), заметно меньше слуховым (~ 15%) и немного (~ 5%) тактильным анализаторами. Однако емкость слухового анализатора достаточно велика (после соответствующей тренировки возможно выполнение взлета, полета по заданному курсу и посадки самолета только по слуховым сигналам), а зрительный анализатор (несмотря на его больнше возможности) часто оказывается сильно перегруженным. Визуальные индикаторы Они выполняются в вице светофоров, счетчиков, шкал и светопланор различной конструкции Светофоры выполняются в виде индикаторных ламп с различным обрамлением и конструкцией в виде табло, светящихся кнопок, клавишей и их комбинаций Характер информации - наличие или отсутствие свечения. Для улучшения наблюдаемости рекомендуется грунни-ровать ответственные светофоры, ис пользовать мерцающий сигнал (с частотой доли герца или 3 ... 10 Гц прн длительности отдельных вспы-н!ек 0,05 с), нанесение черного контура (в виде затертой черной краской канавки по периметру обрамления), применить линзы с разной огранкой поверхности. Знаки иа поверхности светофоров должны иметь высоту 3,3 мм при наблюдении с расстояния ~ 500 мм и быть черными на белом фоне (при хорошем освещении) и красными на черном (при недостаточном освещении). Счетчики являются самыми точными отсчетными устройствами, так торов следует использовать маховики или механизмы с вязкой смазкой. Характерные примеры ручного и ножного управления показаны на рис. 4.5. как представляют Ч-О цифровую характеристику параметра. Могут быть электромеханическими и лю минесцентными сегментного (знак получается при различных комбинациях светящихся сегментов) или знакового типа. Малогабаритные сегментные люминесцентные индикаторы часто выполняют в виде моно-дисплеев. Разновидностью счетчиков являются лимбовые ручки настройки с встроенными счетчиками, ленточные механизмы. Для улучшения наблюдения знаков (не только цифр, но и букв) конструкция счетчика должна быть выполнена так, чтобы вспомогательныеэлементы конструкции не мешали Ч-О воспринимать полезную информацию Шкалы имеют очень широкое применение и разнообразную констру-цию Если параметр при наблюдении изменяется в широких пределах, то целесообразнее использовать неподвижную шкалу и подвижную стрелку Шкалы в РЭА (для установки частоты, амплитуды и других параметров стабильных в процессе работы) часто выполняют с неподвижным указателем и подвижной шкалой Основное требование к шкале - хорошая различимость ее целений и знаков Для этого выбирают оптимальную ширину и длину рисок, простую форму знаков, соответст вующую форму шкалы Форма концов указателей должна быть простои и четко показывать деления на шкале Начало отсчета должно быть справа или снизу шкалы Знаки и цифры должны наблюдаться р нормальном положении Ч-О Характерные конструкции шкал и их элементов приведены на рис 4.6. Соетопланы К ним относят в первую очередь разнообразные электронно-лученые трубки и ряд комбинированных люминесцентных индикаторов. Для повышения контраста сигнала на экране следует использовать светофильтры с цветом свечения экрана. При ярком наружном освещении используют защитные тубусы, а для ликвидации бликов - систему из перекрестных поляризационных фильтров Если на экране трубки должны быть шкалы, то их размещают иа 2.70°- Рве 4 6 Варианты оцифровки шкал (а); схемы выполнения указателей (б); шкалы с углами поворота указателя В в 27(1° и трехоборотная шкала с углом поворота 540° (в); варианты барабанных и плоской шкал (г) 4.4. ЧЕЛОВЕК И ДИЗАЙН [1, 3, 6] Общие положения В основе дизайна лежат положения эстетики - науки, изучающей прекрасное в окружающей нас действительности и общие принципы творчества по законам красоты. Теоретической основой дизайна является техническая эстетика, изучающая сущность и развитие промышленного искусства, нового вида художественного творчества в поомышленно- защитном стекле (светофильтре) и группируют ([[ри большом количестве) по 3-4 шт , используя разделение групп цветом или расположением. Характер внешнего обрамления светоплана должен соответствовать характеру изображения (характеру развертки). При требованиях широкого (до 180°) угла обзора целесообразнее применять плоские люминесцентные индикаторы, либо их комбинации, которые обеспечивают в 1,5 ... 2 раза более широкий угол обзора, чем электронно-лучевые трубки. Акустические индикаторы Выполняются в виде громкоговорителей и головных телефонов, свистков, вибраторов (зуммеров) и сирен. Для воспроизведения монофонических передач достаточно иметь один источник звука, для стереофонических - два или четыре (квад-рофонические системы). Следует помнить, что для высококачественного воспроизведения звука, кроме высококачественного громкоговорителя или телефона, должны быть соответствующего качества усилители и дополнительные устройства в виде отражательных досок или специальных футляров с высокими акустическими показателями (чаще всего -их выполняют в виде специальных звуковых колонок, отрегулированных и настроенных на заводе). Следует избегать расположения громкоговорителей прямо сзади и прямо спереди, так как Ч-О не сможет их четко различить. сти, направленного на создание предметной среды. В ее основе изуче1,>:е художественных возможностей современного производства, выразительных средств промышленного искусства,; эстетического в форме, композиции и цвете технических изделий. В настоящее время сущность дизайна формулируют обычно так: дизайн - создание нового типа изделия, отвечающего новой общественной потребности при выполнении заданных функций, выборе утилитарной формы, использовании функциональной окраски и обладающего определенной эстетической выразительностью. Для эффективной и плодотворной работы дизайнер должен иметь тесный творческий контакт с конструктором и технологом РЭА. Таким образом, главная цель дизайна - разработка на промышленной основе красивых, удобных и полезных изделий, позволяющих повысить производительность труда и его качество и способных дать человеку удовлетворение от работы и общения с предметной средой Это предопределяет и другую характерную особенность современного дизайна - разработку комплексов и размерно-параметрических рядов изделий, которые могут расти (усложняться и развиваться) без нарушения исходных принципов их эстетического содержания. Работа дизайнера начинается с предварительного анализа прототипов и их эстетического и эргономического анализа. Если нет прототипов, то прибегают к построению идеального образа изделия, который является исходной точкой для разработки. Затем выясняют несущие, компоновочные и структурные компоненты из елия цветовую гармонию и стилевое единство изДелия. После технологического анализа изделия, соответствия его моде и утилитарности переходят к наиболее важным стадиям: эргономическому и эстетическому анализу разработанного изделия. Итогом работы дизайнера является художе(?гвенно-конструкторский макет изделия в натуральную величину или в уменьшенном масштабе и комплект художественно-конструк-тооских чеотежей-плакатов.
|
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки. |