Разделы


Рекомендуем
Автоматическая электрика  Автоматика радиоустройств 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

электродвигатели постоянного тока с независимым возбуждением, асинхронные двухфазные электродвигатели переменного тока. В последнее время стали использоваться асинхронные электродвигатели переменного тока с расщепленными полюсами.

При регулировании скорости вращения двигателей исполнительных устройств используются два режима работы электродвигателей: режим плавного изменения скорости вращения пропорционально управляющей величине £7У и режим скачкообразного изменения направления установившейся скорости йу вращения при изменении полярности воздействующей величины t7y.

Для обеспечения указанных режимов регулирования в первом случае используются схемы плавного управления, а во втором - схемы, коммутируемые контактами электромеханических реле. Реверсирование двигателей сравнительно большой мощности (от десятков до сотен ватт) обычно осуществляется с помощью релейных переключателей, так как такие регуляторы получаются более простыми и экономичными. Для двигателей малой мошности наиболее целесообразно плавное регулирование скорости их вращения.

Серводвигатели постоянного тока с независимым возбуждением

В качестве сервомоторов широко применяются электродвигатели с независимым возбуждением, управляемые со стороны якорной цепи при постоянном токе возбуж-

-(7У,

(23-50)


Е= const

Рис. 23-50. Схема серводвигателя с независимым возбуждением.

дения. Изменение направления вращения двигателя достигается сменой полярности управляющего напряжения, подводимого к якорю. Схема такого двигателя показана на рис. 23-50.

Вращающийся момент М, развиваемый двигателем постоянного тока, пропорционален произведению тока якоря /я и магнитного потока Ф, создаваемого обмоткой возбуждения:

М = Км/яФ, (23-49)

где Ки- коэффициент пропорциональности, зависящий от конструкции и схемы якоря. Установившаяся скорость холостого хода Пх.х двигателя определяется из соотношения

где Uy - управляющее напряжение, подводимое к якорю двигателя; Ке-коэффициент пропорциональности, зависящий от конструкции и схемы якоря.

Из последнего выражения следует, что скорость вращения двигателя можно менять за счет изменения напряжения на якорных зажимах.

Установившаяся скорость вращения нагруженного двигателя равна:

Q=~UV - ~г, (23-51)

Ке$>

Мн - момент нагрузки; R-сопротивление якорной цепи;

К=КыКе-коэффициент пропорциональности.

Ненагруженный двигатель постоянного тока с независимым возбуждением, в котором за выходную величину принята угловая скорость (й) вращения вала, по своим динамическим свойствам эквивалентен инерционному звену. Его передаточная функция в операторной форме при этом определяется выражением

wQ(D) = -- , (23-52а) -Мэм*-1

Кдв-коэффициент передачи двигателя;

Гэм-электромеханическая постоянная двигателя;

символ дифференцирования.

Если же за выходную величину двигателя принять угол поворота его вала, то передаточная функция сервомотора будет иметь вид:

ю (D) = Kffl--L

l 1 + T3MD D

(23-526)

В этом случае в динамическом отношении двигатель эквивалентен последовательному соединению инерционного и интегрирующего звеньев. Динамические свойства сервомотора с независимым возбуждением оцениваются по его электромеханической постоянной времени ТВм. Зависимость величины 7ам от параметров двигателя определяется следующим соотношением:

Гэм= , (23-53)

где / - момент инерции сервомеханизма.

Электромеханические постоянные двигателей малой мощности измеряются сотыми и даже тысячными долями секунды, а для двигателей большой мощности долями и секундами. Если управляющее напряжение на входе двигателя возрастет скачком.



то скорость вращения двигателя вследствие его инерционности будет нарастать по экспоненциальному закону с постоянной времени Так:

( -Я

Q = Qy\l - е м/. (23-54)

При скачкообразном снятии управляющего напряжения (и замкнутой цепи якоря двигателя) торможение будет происходить также по экспоненциальному закону

Q=Qye Тэм . (23-55)

Из двух последних выражений следует, что чем больше величина 7~Эм, тем дольше затягиваются процессы разгона и торможения, тем, следовательно, больше будут возникающие динамические ошибки в отработке управляющего напряжения. В целях уменьшения электромеханической постоянной времени при конструировании сервомоторов с независимым возбуждением стремятся уменьшить момент инерции якоря, уменьшая его массу и диаметр. Для этого в последнее время в системах автоматического регулирования применяют электродвигатели с независимым возбуждением и печатным якорем, у которого вращаются только медные проводники, вмонтированные печатным способом в диск из прочной пластмассы.

Серводвигатели с последовательным возбуждением

В системах автоматики широкое применение находят серводвигатели с последовательным возбуждением (рис. 23-51). В них имеются две обмотки возбуждения, соеди-


Рис. 23-51. Схема серводвигателя с последовательным возбуждением.

ненные последовательно с обмоткой якоря. Обмотки возбуждения намотаны встречно, так что направление создаваемых или магнитных потоков противоположно. В работающем двигателе включена одна обмотка. При переключении обмоток направление тока в якоре не изменяется, а магнитный лоток изменяет свое направление; в результате направление вращения якоря двигателя также изменится. При пуске двигателя ток якоря максимален и равен току возбуждения, поэтому пусковой момент двигателя оказывается большим, что является достоинством подобных сервомоторов. Серводви-

гатели с последовательным возбуждением применяются лишь в сочетании с релейными усилителями и не допускают плавного реверсирования.

Серводвигатели переменного тока

В системах автоматического регулирования широко применяются двухфазные асинхронные серводвигатели небольшой мощности, выполняемые в виде двигателей с короткозамкнутым ротором и двигателей с полым тонкостенным ротором. Такие двигатели называют иногда индукционными.

На рис. 23-52 приведена схема индукционного серводвигателя. На статоре серводвигателя имеются две обмотки: обмотка


Рис. 23-52. Схема индукционного электродвигателя.

возбуждения wB и управляющая обмотка ш>у. Обе обмотки уложены в пазах статора и сдвинуты относительно друг друга на 90°.

Обмотка возбуждения питается от сети переменного тока напряжением возбуждения мв неизменной амплитуды, а управляющая обмотка - управляющим напряжением переменного тока, сдвинутым по фазе на ±90° относительно напряжения возбуждения.

При поступлении сигнала в управляющую обмотку возникает вращающееся эллиптическое магнитное поле. Это поле наводит токи в теле цилиндра ротора индукционного двигателя. В результате взаимодействия наведенных токов с вращающимся полем создается вращающий момент. Величина и направление скорости вращения индукционного двигателя зависит от величины и фазы управляющего напряжения. С изменением фазы управляющего напряжения с +90 на -90е (фаза управляющего напряжения при этом должна повернуться на 180°) направление вращения ротора меняется на обратное.

Вращающий момент в индукционном двигателе пропорционален произведению напряжений возбуждения и управления и синусу угла <р сдвига фаз между ними:

Мвр = K,UBUV sin ф, (23-56)

где К\ - коэффициент пропорциональности.

Скорость холостого хода индукционного двигателя в зависимости от конструкции



двигателя и параметров питающих его напряжений определяется из соотношения

4я£ а

Йх.х=-Т~1 . (23-57)

р I + а2

где F - частота напряжения питания; р - число пар полюсов в каждой из обмоток двигателя; a.= Uy/UB- коэффициент управления.

Установившаяся скорость вращения при наличии момента нагрузки Мв и постоянном управляющем напряжении, т. е. моменте вращения Мвр, составляет:

Qh-~~). (23-58)

где МПуск - пусковой момент двигателя.

Разгои и торможение индукционного двигателя, так же как и двигателя постоянного тока с независимым возбуждением, происходит по экспоненциальному закону с электромеханической постоянной времени Гэм, равной

Tsu = J~, (23-59)

wnycK

где J - момент инерции ротора двигателя.

Электромеханическая постоянная времени тем больше, чем больше скорость холостого хода двигателя. Для улучшения динамических свойств индукционных сервомоторов их выполняют многополюсными- с двумя, тремя и четырьмя парами полюсов в каждой обмотке, за счет чего уменьшается скорость холостого хода, а следовательно, и электромеханическая постоянная времени двигателя.

Увеличение частоты питающего двигатель напряжения приводит к увеличению скорости холостого хода и электромеханической постоянной времени двигателя. Так, например, если значение Тйм для двигателей на 50 гц составляет 0,05-0,07 сек, то для двигателей на 400 гц - около 0,2-0,3.

Динамические свойства индукционных серводвигателей несколько хуже серводвигателей постоянного тока. Особенно это относится к двухполюсным серводвигателям с повышенной частотой питания, у которых велика Qx.x-

Отсутствие скользящих контактов, простота и надежность конструкции индукционных серводвигателей определяют их все более широкое использование в системах автоматического регулирования.

Серводвигатели с электромагнитными и порошковыми муфтами

В исполнительных механизмах используются также электродвигатели с равномерным вращением. Для включения и выключения выходного вала исполнительного механизма и изменения направления его вращения в таких механизмах используются электромагнитные или порошковые муфты.

На рис. 23-53 приведена упрощенная схема сервомеханизма с фрикционными. электромагнитными муфтами.

В механизме используется нереверсивный двигатель 1, постоянно включенный в течение времени работы системы регулирования. Скорость вращения этого двигателя изменяется в сравнительно небольших пределах в момент включения или измене-

7 3 4


Рис. 23-53. Схема, сервомеханизма с фрнкциоины-ми муфтами.

ния величины нагрузки. Шестерни 2 с внешним зацеплением постоянно вращаются вместе с валом двигателя. Диски 3 располагаются вблизи шестерен 2 и могут приближаться к ним посредством электромагнитов 4. На боковой поверхности шестерен или дисков уложены фрикционные кольца 7 из пластмассы или чугуна.

Сигнал управления подводится к об-мотКе одного из электромагнитов. При срабатывании одного из электромагнитов (например, нижнего рис. 23-53) соответствующий фрикционный диск оказывается прижатым к вращающейся шестерне и за счет возникающего момента трения начинает вращаться вместе с шестерней.- Вместе с диском в определенном направлении будут вращаться ось 5 и выходной вал 6. Если нижний электромагнит выключить и подвести сигнал управления к катушке верхнего электромагнита, то он сработает и выходной вал сервомеханизма будет вращаться в противоположном направлении.

В сервомеханизмах с электромагнитными муфтами угловое движение выходного вала существенно не влияет на процессы в цепях электромагнитов, поэтому такие механизмы часто называют механизмами однонаправленного действия.

При включении электромагнита скорость выходного вала за счет проскальзывания фрикционных поверхностей сцепления нарастает с течением времени линейно. Время разгона tpa3 при этом равно-

раз-

тр

(23-60)




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 [ 91 ] 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270

Яндекс.Метрика
© 2010 KinteRun.ru автоматическая электрика
Копирование материалов разрешено при наличии активной ссылки.